- Жизнь вечная
- (Дан. 12, 2) имеет двоякое значение. Если рассматривать земную жизнь вне связи с будущей жизнью, то она есть тление (Р. 8, 21), и понятие В. Ж. будет определением будущей, загробной жизни. Мы получаем вечную жизнь через Христа, но до явления Его "мы умерли и жизнь наша сокрыта со Христом в Боге", "когда же" "явится Христос, жизнь наша, тогда и мы явимся с ним во славе" (Кол. 3, 3, 4) Это понятие о В. Ж. развито у ап. Павла и у других новозаветных писателей. Это же представление о В. Ж. встречается и у многих отцов церкви (Василий В., Григорий Нисский, Иоанн Дамаскин). Другая точка зрения на понятие В. Ж. подробно развита и последовательно установлена у св. апостола Иоанна Богослова. В. Ж. принадлежит одному Богу, Который один имеет жизнь в Себе (Иоан., 5, 26, 6, 57, 69). Поэтому чем ближе мы к Богу, тем полнее и совершеннее наша жизнь, тем ближе мы и к Источнику В. Ж. (Иоан. 6, 33, 54), потому что у Бога все живы (Лук. 24, 5). Т. о общение с Богом основное условие вечной жизни, а все остальные условия для нее явятся сами собой (Мф. 22, 29 - 32). Но согрешившее человечество может иметь общение с Богом только через своего Искупителя, Которому дано иметь в Себе жизнь (Иоан. 5, 26, 6, 57; Иоан. 5, 11, 20). Поэтому вечную жизнь имеет только тот, кто имеет общение с Ним (1 Иоан 1, 1 - 3), кто пребывает в Нем, кто ест Его Тело и пьет Его Кровь (Иоан. 6, 51, 53 - 56), кто слушает слова Его (6, 68), кто исполняет возвещенные Им заповеди Отца (12, 50). Так как общение с Богом через Христа мы имеем и в этой, земной жизни, то название "В. Ж." относится не только к загробной, но и к настоящей, временной жизни (Иоан 6, 40, 20, 31). "Верующий в Сына имеет жизнь вечную" (Иоан. 3, 36). "Мы знаем, что перешли от смерти в жизнь" (1 Иоан. 3, 11). В. Ж. обретается раньше воскресения из мертвых (Иоан. 6, 54) с нашим совершенствованием и приближением к Богу. Таким образом жизнь земная и жизнь загробная в представлении о В. Ж. как бы соединяются между собою неразрывно. Этот, второй взгляд на жизнь вечную, как жизнь совершенную христианскую, подробно развил на основании изречений ап. Иоанна Климент Александрийский, который учил, что жизнь истинно христианская есть жизнь вечная и начинается с самого крещения.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.